«Гниём вместе с домом»: жильцы дома на Театральной в Воронеже просят власти о помощи

icon 15/12/2022
icon 07:00
Главная новость Новость молния
Фото и видео - Воронежские новости, Константин Лопухов

Неоклассическая история

Есть такие дома. Проходишь мимо фасада, кажется, все в порядке. Сталинский неоклассицизм. Кое-где облупилась штукатурка, но вид свежий. Магазины, кафешки... Самый центр города. Но стоит заглянуть внутрь - попадаешь в другой мир. Весь покрытый плесенью, абсолютно весь... 

Есть такой "домик невезения" в двух шагах от Проспекта Революции. Театральная, 32. Совсем рядом с популярной у горожан Советской прощадью. Перед воротами во двор - новый памятник пионерам, погибшим во время немецкой бомбежки. А сразу за воротами приоткрывается изнанка жизни. Высокие потолки и убогая серость бытия местных жителей:

Это присказка, не сказка, сказка будет впереди. 

Лирическое отступление

В 1952 году эту сталинку построили под общежития коридорного типа. Однако в постсоветской России умельцы нашли отличную законную схему, с которой очень трудно бороться: целыми этажами подобные общаги переводили в коммуналки из 20–60 комнат каждая. При такой практике у жильца есть не только условные 15 метров его комнаты, но и еще несколько - это доля в праве на места общего пользования (коридор, кухни, санузлы).

В начале 2000-х таким образом на весь дом на Театральной и оказалось три квартиры. Одна - целый этаж, это более 20 комнат, а еще - огромный общий коридор, цветные от плесени душевая и туалет, кухня, одна на весь до сушилка для белья. Горячей воды нет никогда. Была раньше баня и постирочная, вторая сушилка, вход с улицы - но все это без согласования с жильцами (как они утверждают) убрали и отдали помещения в аренду под кафешки и магазины. Весь первый этаж. А теперь и подвал. 

- Это могло бы быть наше укрытие, а теперь там пиццерию делают, - вздыхает пенсионерка, жительница второго этажа-квартиры. - Доходы от аренды в УК, видимо, идут, мы их и не видим. А, если что случится, бежать надо будет в другой дом.  

О том, что нельзя называть

Как рассказывают старожилы, раньше на каждом этаже было два туалета (по 2-3 кабинки), две душевые (по 4-5 раковин и одно место под душ в каждой), две кухни. А теперь все эти удобства уменьшили вдвое, чтобы доппомещения сдавать как комнаты. 

- Вы представляете: 24 семьи на этаже, а три кабинки в туалете всего! Так и живем. Пожилым людям такие туалеты - что Эверест. Для неаккуратных соседей - повод загадить все, убирай за ними... 

Так называемая душевая - особая боль жильцов. Сюда можно приглашать ученых для изучения всех видов плесени, поразительное многообразие. В текущих кранах - всегда холодная вода. 

- Горячей воды нет никогда, - делятся жильцы. - Греем на плите, в чайнике, таскаем тазики, чтоб стирать и мыться. Кто-то брезгует, ходят к родственникам. А кому-то некуда идти особо. Недавно установили бойлеры, но пользоваться можно совсем понемногу: помещения сырые, проводка старая - боимся. 

А это - батарея на одном из этажей. Около душа. Прямо скажем, там прохладно. 

Кухня

Есть на кухне, конечно, никто давно уже и не ест. Еду несут в комнаты. Но две плиты на этаж располагаются здесь, и посуду мыть надо, греть воду. Состояние кухонь на всех этажах - плачевное. Жильцы очень хотят увидеть"нормального газовщика", который бы прочистил вентиляцию. Но приходят только мыши да тараканы - насекомым и грызунам тут все нравится. 


Пенсионерки обреченно смотрят на облупившийся потолок: от пола до него четыре метра.

 

Тут вижу, тут не вижу

Жильцы дома 32 на Театральной постоянно в разговорах употребляют любопытное слово. Хозяин. И беда именно с тем, что никак не получается с этим хозяином договориться, как же быть с разрушением дома. 

На Театральной, 32 есть управляющая компания "Центр плюс". Жильцы в один голос говорят, что УК просто наблюдает за разрушением дома. Ничего от них ждать, кроме платежек, не приходится. Прямо говорят: ремонт делать - это ваша обязанность. 

По п. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности и общедомовое имущество. Все собственники помещений (жилых и нежилых) несут ответственность за обеспечение его надлежащего состояния и участвуют в финансировании ремонта общего имущества пропорционально их долям в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 собственники помещений могут самостоятельно принять решение о выполнении данных работ за счет целевого сбора дополнительных средств. 

В "зеленках" у нас только комната числится. А в платежных документах - мы платим за общую площадь, разделенную на всех: прибавляют по несколько метров, кому 5, кому 7. Но нет общей площади в собственности по бумагам! Нет. А нам все говорят: у вас коммунальные квартиры коридорного типа. Мы платим хозяину. Собрали подписи, что он сам должен делать ремонт. Но мы приходим в УК, а они нам пишут, что вы счетчики должны ставить, вы должны ремонт уж давно сделать. В общем, все материальные расходы, по их мнению, на нас.

- Приглашали из УК специалистов, прочистить раковину, забилась труба, - с нескрываемой злобой говорит другая женщина. - Говорю, вы что, не понимаете, что это все сгнило? За содержание и текущий ремонт исправно платим по 700 рублей в месяц, что, на трубу на пластиковую денег нет?

- Гниём вместе с домом, - слышится голос в сумраке коридора. 

Старый дом с деревянными перекрытиями. Проводка ужасная, цена за энергию - по среднему. 

- Даже счетчик на комнату поставить не можем. Платим повышенный коффициент, говорят нам, что техническая возможность для установки есть. Приглашаем специалиста - он говорит, что нет. Даже с этим разобраться не можем, - жалуются жители. 

Все трубы - кошмар, окна старые, коридоры - заплатка линолеума  на заплатке. 

По программе капремонта привели в порядок крышу. На этом успокоились, хотя обещали более масштабные работы. Но их нет. Как упомянула одна из жительниц, накануне звонила в Фонд капремонта, сказали в середине января перезванивайте, пока переформируются списки. 

- Старшего по дому у нас нет. Инициативных жильцов, готовых прибираться по очереди и делать ремонт, совсем немного. Очень устаем бороться за права и за чистоту, - вздыхает пенсионерка, купившая тут квартиру в 2015 году. - Ясно, что привести дом в порядок, даже если мы захотим, своими силами - просто невозможно. Люди живут небогатые: с кого миллионы на ремонт собирать, если докажут, что мы должны все-таки? В прокуратуре рукой махнули, мол, ничего вы не докажете. По мелочи одно делаешь, другое рушится. Стену красишь, штукатурка отваливается. И так каждый божий день. Обиваем пороги. Папки с ответами на наши вопросы растут, а решения все нет и нет. Нам нужна помощь. И нам, и дому. Очень хочется, чтобы мэр Воронежа и губернатор пришли, поговорили с нами, посмотрели на отчаянное положение. Красивый же был дом, а просто однажды рухнет на нас. И нас же обвинят - ремонт не делали. 

Хозяин

Мы уже упоминали, что корреспонденты удивились мелькавшему слову "хозяин". Оказалось, что так в бытовых разговорах некоторые подневольные жильцы, не задумываясь, называют Виктора Скопинцева. Это бессменный гендиректор АО "Центр кадастровой и социальной работы", которому на баланс были переданы общежития после развала СССР. Целью создания ЦКСР и было сохранение, ремонт и содержание общежитий. Но что-то явно пошло не так. Располагается офис, по данным "Картотеки" там же, где и офис УК "Центр плюс".

В 2000-х и 2010-х годах жильцы воронежских общаг много раз выходили на пикеты. Они выступали за то, чтобы городские власти защищали интересы горожан, а не ЦКСР ("Требуем защитить жилищные права, гарантированные Конституцией!", "Требуем вернуть общежития "ЦКСР" в городскую собственность!"). Из материалов КПРФ 2007 года после очередного прошедшего митинга:

- Он [Прим. ред. - Виктор Скопинцев] понял, что его собственность неприкосновенна, что Воронежская областная администрация стоит на его стороне, а недовольство жильцов ему ничем не грозит. Это подтверждают материалы длительной и безрезультатной переписки жильцов с судами и чиновниками всех мастей.

Но жильцы гниющих общаг снова и снова выходили на площадь Ленина, не теряя надежды. Они заявляли, что живут в нечеловеческих условиях: никогда нет горячей воды, а собственник изначально ничего не делал для дома, не проводил ремонт и при этом брал высокую оплату за обслуживание дома с жильцов. И 20 лет назад казалось, что состояние дома удручающее, но кто знал, что в 2022 году они будут мечтать хотя бы о том, что было. 

Кто виноват или что делать

 - Никто не может объяснить, как юридически верно. И что же нам делать. Нас просто бросили: что хотите, то и делайте, - спокойным голосом произносит наша собеседница. - Призывают к конструктивному диалогу, но никто не объясняет, с кем. И какой у нас выход. Нам выход нужен, а не стопка отписок. Через "Воронежские новости" публично просим откликнуться губернатора и мэра, проконтролировать ситуацию. А мы пока будем писать очередные жалобы...

"Воронежские новости" в ближайшее время направят запрос в УК, ГЖИ и воронежскую мэрию. Попробуем вместе разобраться: какие шансы у здания выстоять под обстрелами людского равнодушия. И готовы ли чиновники решать проблемы, не дожидаясь жертв и выселения людей из центра города на окраины?